09 октября 2014 года НО «АРПСТТ» совместно с другими организациями провела заседание круглого стола «Аварийно-спасательные работы как фактор обеспечения экологической безопасности в Арктике и на континентальном шельфе»

Печать

09 октября 2014 года НО «АРПСТТ» совместно с другими организациями провела  заседание круглого стола «Аварийно-спасательные работы как фактор обеспечения экологической безопасности в Арктике и на континентальном шельфе» в рамках конференции и выставки по судостроению и разработке высокотехнологичного оборудования для освоения шельфа Offshore  Marintec  Russia ,  проводимой в соответствии с распоряжением Правительства РФ № 294р от 01 марта 2014года в павильоне №1 КВЦ «Экспофорум» ВО «РЕСТЭК».

 

Цель данного заседания  состояла в выработке предложений по совершенствованию экологической безопасности в Арктике и на континентальном шельфе посредством выполнения аварийно-спасательные работ.

В заседании круглого стола приняли участие 21 представитель от 17 организаций и предприятий из основных морских регионов России. 

Председателем круглого стола во вступительном слове было отмечено,  что план реализации мероприятий по Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года , утверждённый Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым  16 октября 2013 г. по разделу  IV « Мероприятия , направленные на охрану окружающей  среды и обеспечения экологической безопасности» , сведены только к представлению соответствующих докладов начиная с 2015 года. В условиях наличия   утверждённой государственной  программа социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года (Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2014г. №366), основанной в основном на мероприятиях других государственных программ и не в полной степени учитывающих вопросы совершенствования экологической безопасности в Арктике  и на континентальном шельфе  посредством выполнения  аварийно-спасательные работ, выработка конкретных предложений этим вопросам крайне необходима.

С докладами на заседании выступили представители  ФБУ Морспасслужбы РФ, ФГУП «Крыловский государственный научный центр», ООО «Газпром нефть шельф»,  Морского учебно-тренажерного центра ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, Ассоциации развития поисково-спасательной техники и технологий, ОАО «Моринформсистема-Агат», ОАО «ГНИНГИ»   Министерства  обороны РФ ,  ОАО «Кампо» ,ЗАО НПО «СОПОТ»,  ООО «Авиационная компания «Витязь», специалисты фирм-производителей спасательной техники и оборудования.

Председатель НО «АРПСТТ» Илюхин В.Н. выступил с докладом: «Международное сотрудничество по подводным технологиям при спасании экипажей аварийных объектов в Арктике» 

В докладах содержались обоснованные предложения по решению проблемных и актуальных вопросов:

  • Создания системы экологической безопасности в Арктике и на континентальном шельфе с целью предупреждения и ликвидации ЧС , обусловленных разливами нефти;
  • Автоматизации контроля акваторий для выявления и ликвидации ЧС при освоении месторождений углеводородов в Арктической зоне РФ;
  • Международного взаимодействия  при проведении морских поисково-спасательных операций по предотвращения техногенных аварий ;
  • Совершенствования системы спасательной подготовки в различных ведомствах ;
  • Применения авиации при ликвидации ЧС и её радиотехническому обеспечению;
  • Развития судового состава, технологий и технических средств для проведения аварийно-спасательных работ;
  • Организации проведения учений по поиску и спасанию людей и ликвидации разливов нефти в Арктике.

Диапазон рассматриваемых вопросов на заседании выходил за пределы только экологической безопасности,  из-за наличия  ряда проблем в течении длительного времени в области аварийно-спасательного обеспечения в Арктике, обусловленных главным образом отсутствия системного  подхода к вопросам развития сил и средств аварийно-спасательного обеспечения различных министерств и ведомств страны.

Участники заседания в своих докладах и в процессе их обсуждения отметили следующее:

1. Опыт проведения аварийно-спасательных работ в обеспечение повседневной морской деятельности, а также при авариях кораблей, морских и воздушных судов на море выявил:

  • отсутствие эффективных отечественных индивидуальных и коллективных средств спасания в Арктике;
  • несоответствие современным условиям действующей нормативно-правовой базы по вопросам ликвидации разливов нефти, поиска и спасания в Арктике, спасательной подготовки в различных ведомствах ;
  • недостаточную обеспеченность современными средствами поиска и спасания , радиотехнического обеспечения применения авиации  ведомственными аварийно-спасательными  службами;
  • несовершенство существующих систем сбора и обработки информации об авариях и принятия решений по их ликвидации, отсутствие единых баз данных о наличии и состоянии сил и средств РФ, способных выполнять различные работы;
  • недостаточное количество новых технологий по обеспечению экологической безопасности в Арктике при ликвидации разливов нефти;
  • недостаточное финансовое обеспечение исследований по созданию новых технологий по обеспечению экологической безопасности в Арктике;
  • несовершенную структуру и организацию федеральной системы поиска и спасания на море в РФ.

2. Развитие ведомственных аварийно-спасательных служб осуществляется по отдельным программам и планам без должного учета состояния сил и средств других служб. Мероприятия, включенные в Федеральные целевые программы («Развитие морского транспорта России», «Мировой океан» и др.) по вопросам поиска и спасания , ликвидации разливов нефти в Арктике носят несистемный и фрагментарный характер. План мероприятий по реализации стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утверждённый Председателем Правительства РФ 16 октября 2013г., не содержит конкретных результатов по их реализации.

3. Необходимость непрерывного и постоянного решения вопросов федерального уровня при функционировании ведомственных аварийно-спасательных служб в повседневных условиях, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по развитию ведомственных аварийно-спасательных служб, что в свою очередь обусловлено отсутствием:

  • четкой системы координации усилий и взаимодействия существующих ведомственных аварийно-спасательных служб при выполнении поисково-спасательных работ на море;
  • единой государственной технической политики в области создания и модернизации сил и средств поиска и спасания на море, технических средств для выполнения других видов аварийно-спасательных работ;
  • единой системы подготовки  специалистов по ЛРН и персонала АСФ.

В целях совершенствования экологической безопасности в Арктике  и на континентальном шельфе  посредством выполнения  аварийно-спасательные работ заседание круглого стола « Аварийно-спасательные работы как фактор обеспечения экологической безопасности в Арктике и на континентальном шельфе» приняли рекомендации.