12 августа 2015 года исполняется 15 лет со дня гибели атомной подводной лодки (АПЛ) «Курск».

Печать

12 августа 2015 года исполняется 15 лет со дня гибели атомной подводной лодки (АПЛ) «Курск». Эта катастрофа выявила целый ряд проблем в поисково-спасательном обеспечении (ПСО) не только ВМФ России, но и всей страны в том числе :

- несовершенство организации системы поиска и спасания ;

- несоответствие современным требованиям ряда руководящих документов системы ПСО ;

- отсутствие достаточного количества современных образцов поисково-спасательной и водолазной техники и другие.

За прошедшие 15 лет руководством ВМФ, специалистами флотов, институтов и промышленности предприняты определённые  меры по совершенствованию сил и средств, предназначенных для спасания экипажей ПЛ. Следует отметить, что определённые выводы по водолазным аспектам катастрофы АПЛ «Курск» сделаны:

- спасательное судно проекта 21300 «Игорь Белоусов» с ГВК-450 построено и проходит испытания;

- создан большой типоряд водолазных комплексов различного назначения;

- выполнена ОКР по созданию нового спасательного снаряжения подводника ССП-М;

- конструкторские бюро – проектанты пл выполнили проработки и внедрили на некоторых пл более совершенные системы шлюзования подводников в спасательном люке ПЛ и ряд других мероприятий.

Существенным шагом вперёд в вопросе развития система ПСО ВМФ является «Концепция развития системы поисково-спасательного обеспечения ВМФ на период до 2025 года», одобренная Морской коллегией при Правительстве РФ 26.9.2013г. и  утверждённая Министром обороны РФ 14 февраля 2014г., в которой значительное место уделено развитию сил и средств спасания экипажей аварийных ПЛ.

Вместе с тем надо признать, что несмотря на проведенную работу имеют место и нерешённые до сих пор такие вопросы как отсутствие на  большинстве судов-носителей спасательных глубоководных аппаратов средств проведения декомпрессии экипажа аварийной ПЛ, несовершенство некоторых элементов спасательных комплексов ПЛ, не принятие на снабжение новое спасательного снаряжения подводника ССП-М, недостаточный уровень унификации и стандартизации поисково-спасательной техники, отсутствие системы обязательной её сертификации и др...

Жизнь человека бесценна, Поэтому долгом специалистов ВМФ и промышленности является сделать все от них зависящее для спасания экипажей аварийных подводных лодок в любых условиях обстановки.

Следует помнить слова В.О. Ключевского - «История не учительница, а надзирательница magistravitae (наставница жизни): она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».